Сможет ли Китай сдержать свои климатические обещания?
Китай может легко выполнить свое парижское климатическое обязательство по достижению максимума выбросов парниковых газов к 2030 году, но к 20-м годам снабжение 20 процентов его потребностей в энергии из возобновляемых источников и ядерной энергии может оказаться значительно сложнее, сообщили исследователи во вторник.
Утверждение об увеличении доли неископаемых видов топлива потребует капитального ремонта непокорной энергетической отрасли Китая и полного развертывания новой системы торговли квотами на выбросы, говорится в журнале Nature Communications .
На карту поставлено многое.
Если крупнейший в мире загрязнитель углерода не сможет достичь этих и других добровольных целей, то основополагающая цель договора 2015 года по ограничению глобального потепления на уровне «значительно ниже» двух градусов по Цельсию (3,6 градуса по Фаренгейту) может оставаться вне досягаемости.
По нынешним траекториям планета к концу века прогреется вдвое больше.
Китай также обязался увеличить поглощающие углерод леса на 4500 квадратных километров до 2030 года по сравнению с уровнем 2005 года.
«Китай находится на пути к выполнению своих климатических обязательств», — сказал AFP ведущий автор Келли Симс, директор Лаборатории климатической политики Школы Флетчера в Университете Тафтса.
«Он не отступает от реализации Парижского соглашения, хотя президент США Дональд Трамп дал понять, что намерен это сделать».
За последнее десятилетие Китай позиционировал себя в качестве глобального лидера в области климатических действий , приняв ряд мер, направленных на замедление роста его углеродного следа и, в конечном итоге, на его сокращение.
Однако глобальное потепление не всегда было главной или даже основной целью.
«Подавляющее большинство политики Китая имеют сопутствующие выгоды для энергетической безопасности, экономических реформ и сокращения загрязнения на уровне земли», — сказал Симс AFP.
Согласно последнему исследованию, более миллиона — до 2,8 миллиона человек — преждевременные смерти в Китае каждый год связаны с загрязнением воздуха.
Комната для больших амбиций
Единственной крупной климатической политикой, направленной исключительно на снижение уровня CO2, является китайская схема торговли выбросами (ETS).
Введенный в эксплуатацию в 2017 году, он будет охватывать более 1700 энергетических компаний и около трех миллиардов тонн выбросов парниковых газов .
Общие выбросы Китая в 2018 году превысили 10 миллиардов тонн CO2, что составляет более четверти мирового объема.
Повышение цены на углерод в ETS и увеличение доли возобновляемых источников энергии в китайских электрических сетях будут зависеть от модернизации энергетического сектора страны, говорится в исследовании.
«Основная проблема — завершение реформы энергетического сектора», — сказал Симс.
«Существует политическое сопротивление со стороны владельцев существующих угольных заводов , а также из провинций, где добыча и использование угля являются основными».
Чтобы оценить шансы Китая на выполнение своих обещаний по сокращению выбросов углерода, Симс и его коллеги собрали 18 экспертов и смоделировали реализацию 14 климатических стратегий.
Китай подвергся резкой критике со стороны контрольных групп за то, что они не ставят перед собой более амбициозные цели по сокращению выбросов углерода.
Carbon Action Tracker, который оценивает усилия по сокращению выбросов CO2 в зависимости от мощностей, назвал Пекин «крайне недостаточным».
«Неутешительно, что рост потребления угля привел к тому, что выбросы CO2 в Китае достигли нового максимума в 2017 году, который, вероятно, будет снова превышен в 2018 году», — отмечается в сообщении.
Но эксперты заявили, что у Пекина все еще есть достаточно времени, чтобы до 2030 года снизить кривую выбросов.
«Безусловно, есть место для более амбициозных целей, — добавил Симс.
Китай также находится под давлением, чтобы сократить и учесть выбросы мощного метана парниковых газов, побочного продукта как природного газа, так и животноводства.
«Но Китай не может остановить изменение климата в одиночку», — сказал Симс.
«Все крупные промышленно развитые страны должны будут сократить свои выбросы, а быстро развивающиеся страны должны будут реализовать стратегии альтернативного роста с помощью более богатых стран».