Специалисты: На дороге с беспилотными авто не должно быть людей-водителей
Автомобили с автоматическим управлением могут революционизировать жизнь людей. К концу следующего десятилетия, или, возможно, даже раньше , они могут радикально трансформировать общественные пространства и освободить нас от многих проблем массового владения автомобилями. Они также будут вести себя намного лучше, чем люди-водители.
Водители роботов не будут нарушать ограничение скорости, ехать на запрещающий сигнал светофора или парковаться там, где не должны. Они не будут ездить под воздействием алкоголя или наркотиков. Они никогда не устают и не ведут себя агрессивно. Они не будут отвлекаться, меняя музыку или отправляя текстовые сообщения, и никогда не будут пытаться произвести впечатление на своих товарищей.
Автомобили без водителя также могут изменить лицо общественных мест . Частные машины — очень дорогие вещи, которые в 95% случаев абсолютно ничего не делают . Они экономически выгодны только потому, что оплата водителя такси за все ваши автомобильные поездки будет еще дороже. Как только автомобили не нуждаются в людских водителях, этот баланс затрат должен измениться.
Представьте, как может выглядеть ваш город или город с такси без водителя вместо частных автомобилей. Большая часть пространства, занимаемого автостоянками, может быть использована для домов, офисов, кафе, баров, кинотеатров, гостиниц и бассейнов. Конец припаркованным машинам, выстилающим каждую улицу, как городской холестерин. Более быстрые поездки на автобусе. Более широкие тротуары.
С большим пространством и более безопасными дорогами активный транспорт был бы более привлекательным. Все больше людей будут ездить на велосипедах, скейтбордах, роликах и скутерах. Такси без водителя могут легко быть электрическими, возвращаясь в склады для перезарядки.
Польза для общественного здравоохранения будет огромной. Наши города были бы гораздо более приятными местами для жизни и дыхания. Вклад транспорта в изменение климата будет значительно сокращен. Но обеспечение всех этих преимуществ представляет собой важную этическую проблему.
Работа с чрезвычайными ситуациями
Этическая озабоченность по поводу автономных транспортных средств до сих пор была сосредоточена на чрезвычайных ситуациях. Должен ли автомобиль спасать своих пассажиров за счет убийства или ранения других людей? Стоит ли уклоняться от того, чтобы избегать кого-то на дороге, если это означает ударить кого-то на асфальте? Сколько людей нужно спасти, чтобы перевесить жизнь или здоровье постороннего человека? Дети важнее, чем взрослые? И так далее.
Эта проблема напоминает самый знаменитый этический мысленный эксперимент философа Филиппа Фута : проблема с тележкой. Представь, что ты за рулем троллейбуса. Его тормоза не сработали, и он летит на пять человек, которые наверняка погибнут, если он их ударит. Вы можете свернуть его на боковую дорожку, убив одного человека, который иначе не был бы затронут. Вопрос в том, должны ли вы.
Философы, обсуждающие этот вопрос, создали множество вариантов. Что, если вы стоите у дорожки рядом с кем-то, кто носит очень большой рюкзак? Стоит ли загонять этого туриста под тележку, спасая жизни пяти человек? Если бы вы могли остановить тележку только ценой собственной жизни, вы должны это сделать? И так далее, и так далее.
Интуитивные ответы на эти вариации имеют тенденцию казаться противоречивыми. Но мы узнаем больше о нашем моральном мышлении, исследуя, как они на самом деле могут быть последовательными . И мы узнаем больше о моральном познании, сканируя мозг людей, когда они рассматривают эти проблемы.
Самостоятельные автомобили дали этой дискуссии новую цель. Мы должны научить эти транспортные средства тому, как справляться с чрезвычайными ситуациями — проблема с тележками стала реальностью. По крайней мере, так думают многие философы. Но, сфокусировавшись на существующем мысленном эксперименте, они упустили общую картину.
Настоящий этический вызов
Инженеры, работающие на автомобилях без водителя, говорят нам, что самым безопасным ответом в любой чрезвычайной ситуации является остановка. Это будет еще безопаснее, если на соседних автомобилях будут водители роботов. А водители роботов будут вести себя лучше, чем люди, уменьшая количество аварийных ситуаций на дорогах.
Учитывая все потенциальные выгоды для общественного здравоохранения и качества жизни, мы должны быть в гораздо лучшем положении после того, как роботы возьмут на себя управление автомобилем, независимо от того, что власти примут в отношении чрезвычайных ситуаций.
Это то, что порождает настоящую этическую проблему автомобилей с автоматическим управлением. Как только водители роботов становятся достаточно безопасными, чтобы выходить на дороги в больших количествах, кажется, что мы должны максимизировать их преимущества, запретив их опасным коллегам по дорогам общего пользования.
Конечно, этому будет оказано сопротивление. Многим нравится водить машину. Но многие люди тоже любят курить, и это запрещено в общественных местах для защиты некурящих. Могут быть назначены безопасные места для водителей, чтобы заниматься своим хобби без риска для других людей.
Права доступа ставят более сложный вопрос. Есть веские доводы в пользу того, что важнейшая транспортная инфраструктура должна находиться в государственной собственности. И если частные автомобили не вариант, возможно, стоимость использования автономных такси должна быть пропорциональна платежеспособности.
Но независимо от того, как мы решаем эти практические вопросы, кажется, что огромные преимущества безопасных такси без водителя должны привести нас к удалению любого другого вида автомобиля с наших дорог.