Ред Булл остался без мотора Хонды. Что делать команде и Макс Ферстаппену
Оцениваем ситуацию команды Формулы-1 Ред Булл, которая после сезона-2021 будет вынуждена искать себе нового поставщика двигателей.
Что случилось
Компания Хонда объявила о завершении своей программы Формулы-1. Нынешний контракт рассчитан до конца сезона-2021, и после этого срока японский производитель прекратит поставлять свои моторы командам Ред Булл и Альфа Таури. Руководство Хонды сообщило, что решение покинуть Ф-1 не связано со спортивными результатами, но менеджмент хочет перевести финансовые ресурсы на решение других проблем. В частности, Хонда стремится к 2050 году перейти на моторы без вредных для природы выбросов (для дорожных автомобилей).
Хонда вернулась в Ф-1 в 2015 году, когда крайне неудачно сотрудничала с Маклареном. Японские мотористы на старте не смогли построить нормальный мотор, а Макларен довольно быстро перешел на силовые установки Рено. Впрочем, со временем Хонда набирала силы и опыт, а текущие моторы можно назвать вполне достойными.
Не уровня Мерседеса, но лучше, чем у Феррари, и позволяют Ред Буллу бороться за победы. Возможно, еще бы год или два - и Хонда потеснила бы Мерседес.
Почему это проблема для Ред Булла
Контракт на поставку моторов Ред Булла действует до конца 2021 года, а в Хонде не скрывали, что могут уйти из Ф-1. Любопытно, что окончательное решение было принято в сентябре, когда Пьерр Гасли на машине с мотором Хонды добыл сенсационную победу в Монце. Хонда обещает, что на сезон-2021 выделит достаточно денег, построит новый двигатель и в этом плане Ред Буллу беспокоиться не стоит. Но Быкам точно стоит волноваться по поводу 2022 года и последующих. Где найти мотор, кто будет поставлять силовые установки? Вариантов, пожалуй, не более 3,5.
Наверное, Ред Булл хотел бы договориться с Мерседесом, но, во-первых, немецкий производитель с 2021 будет обеспечивать моторами 4 команды (Мерседес, Макларен, Астон Мартин, Уильямс), а во-вторых, руководство Мерседеса точно не хочет давать свои моторы прямому конкуренту. Как будет выглядеть Мерседес, если Ред Булл начнет выигрывать титулы со звездой на машине? По крайней мере раньше Быки не смогли договориться с Мерседесом. Феррари? Еще год назад, возможно, Феррари была хорошим вариантом, но точно не в нынешнее кризисное для итальянцев время. Плюс Скудерия, как и Мерседес, явно не горит желанием отдавать моторы конкуренту, который, вероятно, в ближайшие сезоны будет быстрее. И в итоге остается вариант с Рено.
С тем самым Рено, от которого Ред Булл два года назад ушел со скандалом. Даже Netflix в своем сериале о Формуле-1 Drive to Survive посвятил несколько эпизодов конфликту между Ред Буллом и Рено, а также напряженным отношениям боссов Кристиана Хорнера и Сириля Абитбуля. В Рено уже заявили, что готовы поставлять двигатели Быкам, но Хорнер точно не в восторге от того, что нужно снова общаться с французской командой. И есть вопрос, будет ли сотрудничество при таком конфликте сторон продуктивным.
Может ли Ред Булл и Альфа Таури остаться без моторов? Нет. В регламенте Формулы-1 прописано, что в подобных ситуациях поставщик моторов с наименьшим количеством клиентов обязан поставлять двигатели команде, оставшейся без силовых установок. Если Ред Булл до августа 2021 года не найдет себе поставщика, то Ф-1 обяжет это делать Рено, так как французы сейчас никому, кроме себя, моторы не предоставляют. Кроме этих трех вариантов есть еще почти нереалистичный с приходом в Ф-1 нового производителя. Пока никаких слухов на этот счет нет, да и за 1,5 года нормальный мотор не построить. Может ли Ред Булл сам производить моторы? Ранее в компании отказались от разработки силовой установки из-за огромных расходов, которые частная фирма не потянет. Правда, появился слух, что Ред Булл может выкупить все наработки Хонды и продолжать развивать японскую силовую установку. Дешевле, чем начинать с нуля, но все равно дорого. Впрочем, на что только не пойдешь, если не хочешь иметь дело с Рено.
Фактор Ферстаппена
Многие были удивлены, когда до старта нынешнего сезона Ред Булл продлил контракт с Максом Ферстаппеном сразу до конца 2023 года. Однако руководство Быков признает, что в договоре есть ряд исключений, которые позволяют Максу уйти раньше, если он того захочет.
Такие клаусулы могут касаться как болида (если машина слабая, то Макс может уйти в любой момент), так и других факторов, включая потерю поставщика моторов. Возвращаться на двигатели Рено Ферстаппен не хочет, и именно пилот часто критиковал французского производителя и вступал в споры с Абитбулем.
Вероятно, потеря двигателей может выступить козырем для Ферстаппена, но пока уходить рано. Единственный для Макса вариант - это Мерседес, но в немецкой команде сейчас неопределенная ситуация. Есть слухи о продаже команды частной компании, что может повлиять на нынешнее доминирующее положение Мерседеса. Кроме того, с 2022 года вступает в силу новый технический регламент, который может изменить расклад сил в Ф-1, и сперва пилотам наверняка хочется понять, кто будет лидером в новой эре.
Да и фактор Льюиса Хэмилтона не стоит сбрасывать со счетов, хотя пилот все еще не имеет контракта на сезон-2021 и дальше.
В Ред Булле сейчас заверяют, что Макс никуда не уходит и продолжит выступления в команде. Это ключевой фактор для Быков, которым сохранить главную звезду Ф-1 даже важнее, чем быстро найти новый мотор. Однако пока все идет к тому, что Ред Буллу придется снова использовать двигатели Рено. И Ферстаппену это явно не понравится.