За 5 лет «Зенит» заработал 101 млн евро за участие в еврокубках
Всего клубы русской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) заработали 272,6 млн евро.
Так, совокупная прибыль клубов составила 3,2 млрд руб. При всем этом доходы в сравнении с 2015 г. увеличились на 4,2 млрд руб., а расходы уменьшились с 68,5 млрд руб. до 60,1 млрд руб. в следующем году. В 2014 соответствующие показатели были одинаковы 53,7 и 61,7 млрд руб., в 2013 — 38,7 и 42,3 млрд руб, а в 2012 38,7 и 42,3 млрд. Совокупная прибыль русских клубов составила 59 миллионов евро, Германии — 176 миллионов, Испании — 156 миллионов, Бельгии — 26 миллионов, Франции — 23 миллиона.
Во многом клубы стали прибыльными из-за роста выручки от реализованных билетов и абонементов, а еще поступлений от спонсорских и остальных коммерческих договоров.
В европейском футболе наибольшей статьей доходов является продажа медиаправ (в среднем 38,7%), тогда как клубы русской премьер-лиги зарабатывают на этом только 4,1% от совокупных доходов. Медиаправа составили 3,5% в структуре доходов клубов. Средняя стоимость абонемента составила 5700 руб.
Фактически половина от данной суммы — 912 млн 097 тыс. (46,6%) — составила прибыль от билетов на матчи чемпионата страны. В большинстве случаев основной спонсор клуба является и его собственником. Впрочем, доля коммерческого спонсорства русских футбольных клубов растет, и это именно рыночное спонсорство, но не целевые поступления, «которые маскируются под спонсорство», утверждают эксперты PwC.
В составе РФПЛ 16 клубов, из которых пока ни один не раскрыл широкой общественности собственный бюджет.
Правила финансового fair play в европейском футболе (им повинуются и русские клубы) ужесточаются, «каждая копейка спонсоров будет оцениваться на рыночность», подчеркивают в PwC, поэтому доля нерыночного спонсорства по беспристрастным причинам будет уменьшаться. Это на 14% больше, чем годом ранее, и может по результатам сезона принести клубам дополнительно 280 млн руб., однако в совокупности это наименее 0,5% от общих доходов клубов.
Специалисты из международной консалтинговой компании PwC обнаружили, что русский футбол достаточно серьезно отличается от того, в который играют в европейских странах. По уровню заработка русские клубы занимают седьмое место. Были проанализированы вопросы инфраструктуры, коммерческой и финансовой деятельности клубов, посещаемости матчей и работы с болельщиками за сезон-2016/17. Чтобы стать удачным в экономическом отношении, клуб должен по всем трем направлениям получать отличные доходы.