Коронавирус может нанести вред экономике Китая в опасный момент
На этой неделе, когда стала очевидной опасность вспышки коронавируса в Китае, авиакомпании приостановили полеты на материковую часть Китая, а транснациональные компании прекратили там свою деятельность. Мы спросили Стивена Роуча, старшего научного сотрудника Института глобальных отношений Йельского Джексона и бывшего председателя Morgan Stanley Asia, что эта эпидемия может означать для экономики Китая и остального мира.
Был ли уже экономический эффект от коронавируса и реакции Китая на него?
Экономическое воздействие только начинает разворачиваться прямо сейчас. Незадолго до вспышки в Ухане последние данные по экономике Китая — отчеты о настроениях менеджеров по закупкам за полный январь — были довольно стабильными. Но теперь активность сильно пострадала от слияния многогородских карантинов и ограничений на поездки (как внутренних, так и иностранных). Это происходит в особенно важное время для Китая, так называемая Золотая неделя после китайского Нового года, которая обычно связана с общенациональным ростом розничной активности и путешествий.
Несмотря на то, что чрезвычайно трудно оценить масштабы краткосрочного сбоя в китайской экономике, опыт SARS в начале 2003 года — более смертоносный штамм коронавируса (с точки зрения смертности) — обеспечивает полезную схему для оценки последствий текущая вспышка. ТОРС наиболее сильно ударил по экономике Китая во втором и третьем кварталах 2003 года; Последствия этой эпидемии привели к снижению номинального ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на два процентных пункта, причем рост замедлился с 13,4% во втором квартале до 11,5% в третьем квартале.
Каковы потенциальные долгосрочные последствия для экономики Китая и мировой экономики?
Как и 17 лет назад, последствия любого такого нарушения, связанного с вирусом, скорее всего, будут временными, после чего произойдет резкое восстановление. После прекращения вспышки атипичной пневмонии номинальный рост ВВП резко восстановился, ускорившись примерно на четыре процентных пункта в течение последующих четырех кварталов до 15,3%.
Тем не менее, китайская экономика сегодня растет гораздо медленнее, чем в то время, что в результате делает краткосрочные риски для экономического роста гораздо более тревожными. В связи с тем, что рост реального ВВП Китая замедлился до 6% в годовом исчислении в четвертом квартале 2019 года (и номинальный рост составил 7,4%), дефицит в размере SAR на одну четверть может подтолкнуть рост реального ВВП Китая до уровня 4% в течение первого квартала 2020 года.
Поскольку на Китай приходится около 20% мирового ВВП (измеряемого МВФ на основе паритета покупательной способности), двухпроцентный дефицит в годовом исчислении роста ВВП Китая может сбить примерно 0,4 процентного пункта от годового роста мирового ВВП в течение первого и Второй квартал 2020 года. Для мировой экономики, которая уже перешла в опасную зону (рост мирового ВВП в 2019 году на 2,9% в соответствии с обновленной информацией МВФ от 20 января), Уханский коронавирус вместе с побочными воздействиями на соседние страны может усилить финансовые последствия. Рынок опасается глобальной рецессии.
На какие события и показатели вы бы рассчитывали в ближайшие недели, чтобы оценить степень воздействия?
Отслеживание самой коронавирусной болезни имеет важное значение для понимания масштабов и глубины ее воздействия. С точки зрения экономических показателей, показатели китайской розничной активности будут особенно важны для отслеживания, а именно: розничные продажи, покупки автомобилей и настроения потребителей. Но со многими транснациональными компаниями сообщая о фактическом прекращении деятельности в их китайских дочерних компаниях — Ford, Apple, Siemens, Honda, Peugeot-Citroen, McDonald’s и Disney, и это лишь некоторые из них, — существует вероятность дальнейшего снижения давления на и без того ослабленную глобальную промышленность, розничную торговлю, секторы развлечений и путешествий. Более того, поскольку Китай играет ключевую роль в центре многих глобальных цепочек поставок, побочный ущерб промышленной деятельности в других странах, вероятно, будет значительным — от Восточной Азии до Латинской Америки и Европы.
Надеемся, что, как и в случае сбоев в связи с атипичной пневмонией в 2003 году, после того, как вирус будет взят под контроль — как это наверняка будет — это будет временное нарушение для Китая и мировой экономики , за которым последует резкий пост-вирусный восстановление во второй половине 2020 года. Но с учетом того, что Китай и мир находятся в гораздо более слабом положении, чем это было в то время, вполне возможно, что сегодня существует больше рисков для спада, чем это было в гораздо более холодное время в 2003 году.