О лекциях профессоров А. А. Иванова и Шаронова В.В.
Лекции А. А. Иванова в Петербургском университете отличались ясностью, точностью и краткостью изложения. Такими были и его курсовые, которые сегодня любой студент может заказать на странице от компании Gets5, а также учебники по сферической, практической и теоретической астрономии, которые неоднократно переиздавались и по которым училось не одно поколение астрономов. А. А. Иванов нес в 1918-1919 гг. чрезвычайно трудные по тому времени обязанности ректора Петроградского университета. Весной 1919 г. делегация от совета астрономов Пулковской обсерватории явилась к нему с предложением выставить свою кандидатуру на пост директора обсерватории. Как пишет А. А. Иванов в своей краткой автобиографии, «для астронома выше этой чести ничего не может быть. Посоветовавшись с авторитетными лицами, я дал свое согласие». Работоспособность А. А. Иванова, была изумительной. Помимо лекций в университете по 15 и более часов в неделю он читал курс геодезии в Военно-инженерной академии, был директором Астрономического института в Ленинграде 1923 г., а после него директором был Б. В. Нумеров, состоял членом секции гравитации при Академии наук, членом Сейсмической комиссии и т. п. Он написал курс общей астрономии, часто выступал с докладами, популярными лекциями, был крупным общественным деятелем.
Наша небольшая группа студентов-астрономов училась и жила дружно. Мы неоднократно собирались вместе н проводили время довольно весело. Особенной живостью отличался В. В. Шаронов, любивший устраивать разные шутки и эскапады. Мы начали издавать рукописный юмористический журнал, в одном из номеров которого я описал нападение тройных интегралов на Шаронова, который утверждал (наверное, шутя), что он не любит математику и что она в общем не нужна ДЛЯ; астрономов-практиков. В одном из последующих номеров, когда я уже кончил университет, была помещена статья под заглавием «Применение астрофотографии в кулинарии», навеянная вероятно замечаниями С. К. Костипского о широком применении астрофотографии в астрономии. Журнал с этой статьей был подсунут Костннскому на его лекции и он унес его с собой. В следующем номере было написано стихотворение, в котором запомнились строчки:
Тринадцатым созвездием Зодиака
Сияй астрокабический журнал!
С усердием достойным маннака
Сам Костянский тебя переписал!
(Лобачевский—потому что журнал астрономического кабинета).
Жизнь и деятельность В. В. Шаронова хорошо известна. Он создал свою школу фотометрии в Ленинградском университете. Он написал несколько популярных книг по астрономии и часто иыступал с лекциями в различных учреждениях и организациях. Н. Ф. Газе после окончания университета работала в Пулкове у А. Л. Белопольского, потом в Астрономическом институте в Ленинграде, где проводила обширные вычисления орбнт малых планет. Затем она переехала в Симеиз и работала у Г. А. Шайка по спектроскопии и фотометрии туманностей. Большая эрудиция и прекрасное знание языков делало В. Ф. Газе незаменимым, ценным работником и помощником старших астрономов. Д .В. Марков благодаря своему упорству и трудолюбию добился известности в области фотометрии Луны и планет. Увы, всех утих моих товарищей по Ленинградскому университету нет в живых. Память о них сохраняется в их научных трудах по астрономии, которой они были преданы беззаветно.