Индустрия развлечений готовится внедрять аниматроников
Ещё десять лет назад роботы-аниматроники представляли интерес исключительно для кинематографистов. А сегодня анимированные «куклы» из легендарного «Аватара» перекочевали в тематические развлекательные парки. То ли ещё будет – эксперты рынка торговой недвижимости уже отмечают изменение форматов моллов и гипермаркетов в сторону анимации в самом широком понимании этого слова. И интерактивные аттракционы с робокуклами здесь становятся теми самыми якорями внимания.
О прошлом, настоящем и будущем промышленной робототехники рассказывает Артём Набиюллин, руководитель R&D отдела группы компаний «Авира» (производитель игрового и развлекательного оборудования).
Артём Набиюллин окончил электротехнический факультет ПНИПУ, профессиональный робототехник. Ещё будучи студентом, реализовал проект по компьютерному зрению для промышленного объекта. В группе компаний «Авира» возглавляет департамент разработки инновационных продуктов. Один из самых интересных проектов в масштабах страны – аниматронный робот-динозавр. Опытный образец аниматронного дилофозавра будет представлен в Перми в середине сентября.
Уже во время учёбы я начал разрабатывать роботов – по распознаванию жестов, траектории движения, наблюдению за бытовыми приборами. Мне всегда это было интересно, и одно время я выбирал между военной и промышленной робототехникой. Даже собственное увлечение – мобильные платформы для страйкбола – были неким компромиссом между этими двумя направлениями. В конце концов я остановился на втором и теперь буквально реализую свою мечту – создаю продукт даже не будущего, а завтрашнего дня. Аниматроники вместо людей-аниматоров уже используются в Walt Disney World Resort – самом большом центре развлечений в мире. На очереди – российские игровые и торговые пространства.
Изучив виртуальные туры по существующим разработкам в центрах Disney и возможности нашего производства, я понял, как действовать. И за 4 месяца мы собрали опытный образец, учитывающий технологическую моду – на ПО, которое используют мейкеры Кремниевой долины.
На основе анализа существующих решений был выбран наиболее подходящий путь для реализации механизмов анимации. Главным вызовом было запихнуть напичканный датчиками скелет в шкуру динозавра. Если поэтапно, то вначале мы создали 3D-модель необходимого динозавра – остановились именно на дилофозавре, потому что подошли реальные размеры: 6 метров в длину и 1,8 метра в высоту. А дальше пришлось повозиться с геометрией скелета: её нужно было спроектировать так, чтобы она повторяла оригинальный. Так, мы разделили части корпуса остова на функциональные узлы. Лапы, шея и хвост стали отдельными устройствами со своими степенями свободы. У каждой части – индивидуальный механизм движения и амплитуда. Шея, конечно, потребовала наибольших усилий и временных затрат на разработку.
В итоге в скелете нашего аниматроника используются «родные» детали – с лазерных, фрезерных и гибочных станков с ЧПУ. Всё сделано на собственном производстве, ну, кроме датчиков.
Если вчера аниматроники пугали людей с киноэкранов, то сегодня уже успешно внедряются в продвижении различных объектов. В нашем случае это торговые и развлекательные площадки, с которыми мы работаем и в других направлениях. Причём робот, в отличие от, например, аниматора, не будет лениться. Не говоря уже об абсолютной безопасности. При взаимодействии с человеком аниматроник всегда продолжает выполнять свою программу.
Динозавр – конечно, только один из вариантов персонажа – всё будет зависеть от желания заказчика. Но в нашем случае было важно продемонстрировать возможности работы с силиконовым покрытием – кожа получилась как настоящая.
Сфера применения и возможности анимированных роботов, безусловно, будут расширяться. Пока это в основном парки аттракционов, самый интересный – Pandora – The World of Avatar, расположенный в парке Walt Disney World Resort. Пандора – это целый цифровой мир, и его демонстрация настолько автоматизирована, что аниматроников порой нельзя отличить от людей в соответствующих костюмах. Техника анимации завораживает именно достигнутой пластичностью и качеством отдельных движений. Если это впечатляет даже с экрана лэптопа, что говорить о физическом присутствии в таком месте!